Причиной кризиса образования является появление детей, поведение которых коренным образом отличается от стандартизированного, принятого в педагогике простого типичного поведения ребенка дошкольника или первоклассника. Проблема взаимоотношений ребенка и социальных институций, как дошкольное заведение или начальная школа, является очень важной, решение ее может стать поворотным в построении новой системы образования. Для этого нужно выяснить, какие личностные черты характеризуют современных детей и на каких принципах строиться учебное взаимодействие взрослого с малышом.
В педагогическом обращении появился новый термин: \»дети-индиго\». В отечественной педагогической науке не всем знаком и практически не используется. Хотя на западе ряд ученых психологов, педагогики философии и искусства серьезно рассматривают проблему взаимодействия с детьми индиго на разных уровнях: общения в быту и учебе, развития художественных способностей и тому подобное.
Современные нестандартные дети, или дети-индиго, как их назвали Н. Тепп, Л.Керолл, Дж.Тоубер, это дети, которых характеризуют гиперактивность, развитой интеллект, интуицию, уверенность в себе, вера в свои возможности, высокий уровень самооценки, самостоятельность, эмоциональная неуравновешенность, неприятие авторитета взрослых.