Вопрос о правильном воспитании детей всегда остро и актуально стоял для родителей. Менялись ценности и политические взгляды, а вопросы воспитания неизменчиво нависали над растящими своих детей семьями.
Трактатов и учений по поводу воспитания детей написано немало. Среди их авторов, как современники, так и великие деятели прошлых столетий. Примечательно, что практически каждый их них подходил к решению проблемы воспитания особенно и по-своему.
К слову сказать, в воспитании ребенка педагоги выделяют несколько категорий: патриотическое воспитание – воспитание любви к родине; физическое воспитание и нравственное воспитание.
Многие из современников в вопросах воспитания полагаются на собственную интуицию, кто-то повторяет опыт собственных родителей, а некоторые полностью полагаются на специалистов. Каждое из таких решений в чем-то правильно и не правильно одновременно.
Семейное воспитание во все времена и всегда являлось основой. От того, какая ситуация и культура в семье зависит во многих факторах поведение вашего ребенка. Однако и здесь есть два пути: ребенок может полностью наследовать и копировать поведение своих родителей, а может на основе отрицательного опыта, полученного им в семье, отказаться от шаблона поведения своих родителей. Грань между этими двумя абсолютно противоположными жизненными дорогами очень тонка. И очень важно постоянно «держать руку на пульсе», наблюдая за реакцией ребенка на формы и методы воспитания, использованные вами.
Особенности воспитания ребенка и наиболее эффективных методов воспитания зависят во многом от особенностей характера и темперамента вашего чада. Если на одних детей запрет действует как красный сигнал светофора, то на других устные запреты и наказания не окажут никакого влияния. Многим детям более всего подходят разъяснительные формы, часто используемые педагогами при нравственном воспитании. И, конечно же, стоит сказать о неоспоримом авторитете родителей, от наличия которого зависит правильное и «безболезненное» воспитание.
Авторитет также может подразделяться на несколько категорий: авторитет, приобретенный на основе уважения, и авторитет, навязанный силой. Первый тип авторитета приобретается не так быстро, но имеет основное значение в вопросах нравственного воспитания. А вот второй вид авторитета очень противоречив. Эффект от такого влияния не всегда положительный, часто может быть выявлен лишь демонстративным поведением ребенка, поступающим при взрослом так, как нужно, а в его отсутствии отклоняющимся от норм и правил поведения.
В вопросах воспитания до сих пор нет четких указаний и рекомендаций. Эксперты и педагоги приходят к выводу, что лучше всего воспитывать ребенка постоянным вниманием и любовью, корректируя поступки и объясняя ошибки своевременно, не допуская длительного отсутствия внимания со стороны взрослого.