Под музыкальными способностями подразумевается совокупность психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных чувств индивида. Они проявляются в его эмоциональной реакции на музыку и в успешном воплощении в музыкальной деятельности. Не только специфические методы надо использовать при изучении музыкальности, но и общепсихологический способ исследования свойств личности. С помощью системы игровых тестов предлагают определять музыкальные способности детей методические рекомендации диагностики. Эти тесты направлены на изучение структурных компонентов музыкальности: тембрового, звуковысотного, темпо-ритмического, гармонического (ладового), динамического, формообразующего чувства. Благодаря тестам определяется эмоциональная отзывчивость на музыку, как главного компонента музыкальности. Кроме того, определяются когнитивный, операционный и мотивационный компоненты музыкально-эстетических вкусов детей.
Предлагаемые тесты имеют преимущества:
— основываются не только на оценке знаний, но и на изучении познавательной деятельности в целом, то есть специфики музыкально-мыслительной деятельности;
— используются для массового исследования;
— дают результаты, которые можно сравнивать между собой.
Такую методику диагностики музыкальных способностей можно использовать, как в индивидуальном обучении, так и в групповом, до 7-9 человек может быть в группах.
Основным аспектом организации выполнения тестовых заданий является игровая форма их предъявления. Перед тем, как начать с ребенком проводить музыкальные игры-тесты, педагог должен установить с ним доверительные отношения. При этом педагог должен использовать «нейтрально-развлекательный» игровой материал, и только потом диагностировать ребенка. Следует помнить, педагог должен быть уверен в том, что ребенок разобрался в сути задания. Педагог не должен оценивать ребенка при любом результате выполнения диагностических заданий, а наоборот проявлять заинтересованность в предложенной музыкальной игре.